Очерк из жизни смарт-города Славутич ( http://www.int.kiev.ua/pressa/finu_96.htm )
Андрей Блинов, «Финансовая Украина», 20.02.1996
«Финансовая Украина» уже неоднократно писала об уникальном для Украины проекте внедрения системы смарт-карточек на ПО «Чернобыльской АЭС» и в Славутиче — городе, полностью находящемся под патронажем ЧАЭС. Отметим, что система с использованием населением безналичного способа расчета даже в украинских условиях совсем не нова — вспомним попытку реализации проекта мaгнитных карточек в Харцызске Донецкой области, в Ватутинском районе Киева в начале 90-х годов, более близкую к «чернобыльской» программу внедрения смарт-карточек в Северодвинске в 1993 году. Но если все описываемые проекты так и не получили путевку в жизнь, то ЧАЭСовский вариант уже работает.

Воспользовавшись известным «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», мы отправились в самый молодой город Украины, который, как оказалось, вполне может бороться и за звание самого информатизированного города страны. Действительно, чего стоит хотя бы то, что в ближайшем будущем история болезни каждого славутчанина будет вестись на микрочипе.

Почему говорят, что за смарт-картами будущее?

И вот у меня в руках эта самая карточка. Cмapт-карта представляет собой маленький кусочек пластика со встроенным небольшим микрокомпьютером. Компютер представляет собой золоченный квадратик с восемью контактами, расположенный на левой стороне карточки.

Карта имеет память, в которой фиксируются несколько параметров: количество денег на счету пользователя, предел суточного снятия средств с карты, предел беспарольной покупки (в нашем случае это означает, что при разовой покупке товаров общей стоимостью меньше определенной суммы, заранее указанной клиентом, пароль не запрашивается), максимальный баланс карты (предельная сумма, которая может находится на карте клиента), последние 10 осуществленных транзакций.

Отметим несколько главных преимуществ смарт-карты:

1. Удобство. Любому человеку удобнее носить с собой маленькую и легкую карточку, чем пачки банкнот. С другой стороны, в Славутиче активно развивается система «столов заказов», что гарантирует доставку клиенту товара, приобретенного с помощью кредитной карточки, лишь с 5%ной комиссией.

2. Безопастность. В случае утери или кражи карточки никто не сможет ей воспользоваться, так как только владелец знает код, позволяющий осуществить доступ к информации, находящейся на карточке.

3. Выгодность. На ту сумму, которая находится на счету пользователя карточки, начисляются проценты в размере не ниже учетной ставки НБУ. Предприятие же аккумулирует часть фонда заработной платы и может его использовать на цели производства, развитие инфраструктуры Славутича, повышение зарплат и дотаций сотрудникам ЧАЭС и жителям города энергетиков. Вдобавок происходит еще и снижение затрат на инкассацию и кассовое обслуживание.

4. Быстрота. Увеличивается скорость совершения сделок, а также уровень и скорость обслуживания клиентов.

Почему все-таки Славутич?

Пытаясь осознать цели и задачи осуществляемого проекта, не помешает разобраться, почему именно город чернобыльских энергетиков стал «полигоном» для шлифовки смарт-системы. Думается, нелишне будет напомнить читателю, что система безналичных расчетов работников ПО ЧАЭС» разработана и внедрена Международным центром информационных технологий INТ по заказу ЧАЭС на основании совместного решения с Национальным банком Украины и НИИ Ритм», координирующем Государственную программу создания и внедрения Системы контроля денежного и товарного обращения.

Менеджер по развитию бизнеса фирмы INТ Сергей Корнеев отмечает, что «сразу стали очевидны главные преимущества Славутича: централизованность управления, объединение платежной инфраструктуры балансом одного предприятия, значительное количество квалифицированной молодежи, высокий уровень культуры».

Этапы большого пути

Учитывая то, что реализация данного проекта в рамках одного крупного предприятия при успешной реализации вскорости будет заимствована в той или иной степени другими гигантами хозяйственной деятельности страны, в первую очередь, другими АЭС, стоит обратить внимание на основные этапы, которые прошла смарт-система в процессе своего становления.

Сентябрь 1994 г. — принятие решения директором ЧАЭС Сергеем Парашиным и Международным центром информационных технологий INT о создании системы

Январь 1995 г. — подписание совместного решения с Нацбанком и НИИ «Ритм»

Март 1995 г. — заключение договора между ПО «ЧАЭС» и фирмой INT

Апрель 1995 г. — заключение договора между ЧАЭС и спецмонтажными организациями на осуществление строительства смарт-центра

Сентябрь 1995 г. — заключение договоров с первыми сотрудниками ЧАЭС, желающими стать клиентами системы

Октябрь 1995 г. — сдача помещений смарт-центра и смарт-магазина под монтаж оборудования

Ноябрь 1995 г. — пусконаладочные работы

20 ноября 1995 г. — ввод системы в эксплуатацию

Сегодняшний день смарт-системы

Сегодня для получения карточки SmartCity™ необходимо в первую очередь заключить договор с ЧАЭС об обслуживании смарт-карты. Далее клиент идет в смарт-центр, где его фотографируют, а затем печатают ему карту. После этого осуществляется электронная персонализация карты, когда в память карточки заносятся все необходимые данные. По завершении электронной персонализации на клиента системы переавторизовать карту становится невозможным. Также пользователю необходимо выбрать персональный идентификационный номер (ПИН), который предствляет собой комбинацию из 4 цифр. На карточку деньги переводятся смарт-центром со счета клиента или это непосредственно осуществляется при выдаче заработной платы сотруднику ЧАЭС. Все — карта готова к применению.

Пока что карточки смарт-центра SmartCity™ могут использоваться собственно в смарт-центре, в столовых ЧАЭС и смарт-магазине. Превратить безналичные деньги обратно в наличные можно в кассе смарт-центра. Там же осуществляется и обратный процесс. На очереди, по словам президента INТ Сергея Пиcapeвa, введение в строй первого банкомата, что автоматизирует и этот участок системы.

На сегодняшний день система обслуживает немногим менее полтысячи (429) клиентов — сотрудников ПО ЧАЭС», при том, что желающих стать клиентами смарт-системы намного больше. Дело в том, что на первых пользователях отрабатывается жизнеспособность системы, ее безопасность, удобство, способность функционирования не в «лабораторных» условиях, а в условиях ежедневного практического применения. Очень скоро, к июню 1996 года, 500 клиентов превратятся в 5000. Открытие кредитных центров позволит обслуживать до 6 - 8 тыс. карточек Уже в июле карты можно будет использовать и для расчетов за коммунальные услуги. Поскольку система без проблем способна обслужить 50 тыс. карточек при условии проведения 5 транзакций в день по каждой карточке (здесь нелишне напомнить, что население Славутича составляет 29 тыс. человек, из которых около 9 тыс. — дети), то претворить в жизнь девиз «Каждому совершеннолетнему славутчанину — по смарт-карточке» с технической точки зрения проблемы не составляет.

Без трудностей нет жизни

Главная сложность сложившейся ситуации кроется в регламентировании правовой стороны использования безналичных электронных расчетов населением. Как известно, функционирование пластиковых карточек у нас пока не обозначено. Не существует единообразного мнения о порядке бухгалтерского учета при использовании таких карточек, а поэтому учет ведется по временной схеме. В рамках ЧАЭС особой проблемы нет — карточки находятся только у сотрудников станции. В результате все расчеты осуществляются в пределах бухгалтерских проводок по станции, что регламентировано «Положением и порядком бухгалтерского расчета в системе безналичных электронных расчетов населения Славутича и работников ПО «ЧернобыльскаяАЭС».

Некоторую сложность в смарт-проекте вызывает и начисление процентов — ведь ЧАЭС не банковское учреждение. Выйти из положения позволило то, что издержки на осуществление процентных выплат записываются в графу «прибыль».

Банки и чернобыльские смарт-карты

Как отмечает директор департамента информатизации НБУ Анатолий Савченко, необходимо, чтобы в этом проекте участвовали коммерческие банки. Однако что это означает? Говоря прямо, банки либо должны вложить деньги в проект, либо полностью перекупить его у ЧАЭС. Но комбанки почему-то не торопятся, хотя стоимость системы составляет около 3500 тыс. С другой стороны, при продаже системы Чернобыльской атомной нужны гарантии — ведь в банке находятся средства из фонда зарплаты станции, которыми ЧАЭС рисковать никогда не станет.

Таким образом, проблема участия КБ кроется, в основном, в области гарантий со стороны правительства и НБУ. Например, Эксимбанк» согласен кредитовать расширение проекта, но Нацбанк не дает гарантий покрытия убытков в случае неудачи. Есть немало и других инвесторов, но они в большинстве своем хотят акционирования системы, с чем не соглашается Кабмин. Если же взять помощь у TACIS, то в распоряжении украинской стороны будет находиться лишь 10% доходов.

Заместитель директора ПО «ЧАЭС» Надежда Павлова отмечает, что в такой ситуации операции по смарт-карточкам ведутся через субсчет расчетного счета ЧАЭС в «Градобанке. По смарт-системе ведется отдельный баланс, что фактически означает ведение автономного учета.


Зачем ЧАЭС смарт-система?

1. В год затраты на обслуживание системы составляют порядка тыс. В то же время доход, который приносит эксплуатация смарт-карточек эквивалентен 0 тыс. в год.

2. Успешное внедрение смарт-системы добавляет еще один козырь в борьбе ПО «ЧАЭС» против сил, ратующих за закрытие АЭС.

3. На случай, если станция все же будет досрочно законсервирована, Славутич должен быть готов к быстрому переориентированию на работу с высокими технологиями.

Таким образом, руководителям ЧАЭС часто приходится обращаться к чиновникам и законодателям. Первых просят содействовать в лоббировании идеи функционирования станции до даты исчерпания ее ресурса. Вторых же — поскорее принимать законы, регламентирующие вопросы использования пластиковых карточек населением страны, в частности, Закон Украины «Об электронном денежном обращении».
0 
Відгуків: 0  Новий відгук Додано: 05-02-2010 09:25 msi  Зміни: 05-02-2010 09:27 msi