В нашей городской газете "Теледень Славутич" №24(605) от 17.06.2010 есть статья и Открытое письмо режиссёру фильма... не все "любители" этой газеты, но позволю себе изложить содержание этой страницы:
В Славутиче снимают кино…
Лента под названием "Земля забвения" выйдет в свет накануне 25-й годовщины Чернобыльской катастрофы. Предполагается, что фильм также будет представлен на фестивале в Каннах в 2011 году.
Время событий — апрель 1986-го, затем — ноябрь 1996-го. Место событий определяется трудно: вроде бы Припять, но одновременно Чернобыль, окрестные села; позже — Славутич. Действие разворачивается вокруг судеб нескольких жителей Припяти и ее окрестностей, которые в той или иной мере ощущают влияние Чернобыльской катастрофы. Автор сценария и режиссер картины — Михаль Боганим, француженка. В главной роли — украинская актриса Ольга Куриленко, известная за пределами Украины как актриса, сыгравшая подругу агента 007. Место съемок — с. Мекшуновка, г. Славутич, г. Одесса, зона отчуждения, атом-городки, похожие на Припять.
В принципе, идея фильма не нова. Все снимавшиеся до сих пор ленты пытаются показать историю глобальных событий через истории отдельных людей. Обычно это получается с большей или меньшей степенью успешности, причем чем ближе время съемок к происходящим в картине событиям, тем больше претензий к самой ленте: острее заметны несообразности предлагаемого киношниками варианта хода событий, бестолковость деталей, хронологические неувязки и так далее. Трудно сказать, как будет выглядеть готовый фильм, но судя по его сценарию, шансы пополнить список лент-однодневок у него значительны.
Что поражает — так это принципиальное незнание авторами того фактического материала, который и составляет основу сюжета. Припять, по версии авторов, — "город, застроенный серыми типовыми коробками", в пивнушках (!) которого стоит столбом сизый сигаретный дым. Жители города и окрестностей — типичные алкаши, обязательно прихватывающие с собой на работу бутылку водки, таскающие на Припять в стирку белье и красящие шерсть ручным способом в больших чанах. Детишки пяти лет распевают исключительно "коммунистические песенки" на фоне плакатов нелепого содержания. И это только начало длинного списка нелепостей, описанных в сценарии. Таково художественное видение авторов.
Впрочем, если вы, уважаемый читатель, хотите познакомиться с более полным перечнем сценарных несообразностей, загляните на форум славутичского городского портала (можно пройти по ссылке) - там форумчане уже не первый день рассуждают о "достоинствах" снимаемой картины. Но больше — о жизни: о том, что можно и чего нельзя Человеку в широком смысле этого слова. О! Это отдельное чтиво, которое захватывает и втягивает в дискуссию.
Примечательно, что форумчане, при всей разнице их взглядов на жизнь, искусство и так далее, не ставят под сомнение актуальность съемок самого фильма: в конце концов, если бы не печальная дата, о ликвидаторах вряд ли бы кто-то вспомнил вообще. А так — вспомнят. Дурацки, бестолково – но вспомнят. И это как раз больнее всего.
А еще все форумчане нет-нет, да и выскажут мысль: а может, передать наши идеи по поводу несообразностей сценария авторам, может, посоветовать, как выправить нелепости — не давя на творцов, не подрезая крылья их творческому полету? Глядишь — и не постигнет тогда фильм судьба печально памятной "Авроры", к съемкам которой, к слову говоря, также имели отношение отдельные члены творческого коллектива "Земли забвения"...
...Были такие попытки со стороны Славутича. Были обещания исправить спорные или оскорбительные для славутчан и припятчан моменты со стороны дирекции картины. Кажется, этот воз и ныне стоит на том же месте – застрял где-то между предложениями и обещаниями.
Именно поэтому и появилось на свет следующее открытое письмо со сборным авторством.
Режиссеру
художественного фильма
«Земля забвения»
Михаль Боганим
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Уважаемая госпожа Михаль, позвольте выразить Вам признательность за привлечение внимания к теме трагических последствий Чернобыльской катастрофы для жителей пострадавших территорий.
События 26 апреля 1986 года нанесли непоправимый урон не только Украине, России и Белоруссии — государствам, наиболее пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, — но и явились переломным моментом в судьбе каждого жителя, эвакуированного с загрязненных территорий, каждого ликвидатора последствий этой широкомасштабной ядерной катастрофы.
Многим уже в зрелые годы приходилось в буквальном смысле слова начинать жизнь "с нуля", и залогом новой жизни явилась, прежде всего, дружба народов Союзных Республик, их поддержка, оказанная как при расселении эвакуированных жителей, так и при строительстве нового города-спутника Чернобыльской АЭС — Славутича. Первые работы по ликвидации последствий техногенной катастрофы, строительство в рекордно короткие сроки не имеющего аналогов по сложности и важности объекта "Укрытие" — это тоже результат совместного бескорыстного и бесстрашного вклада труда, знаний и души в общее дело, без оглядки на пугающую неизвестность завтрашнего дня.
К настоящему времени снято множество удачных документальных фильмов, но осуществлено лишь несколько попыток художественного осмысления боли и страданий человека, который в одночасье теряет все самое дорогое, что он создавал и чем окружал себя ради своего будущего: дом, работу, близких, друзей, собственное здоровье... Насколько они получились удачными, судили зрители и кинокритики. В результате большинство картин позабыто. Причина проста: их авторы увлекались творческим
вымыслом в ущерб достоверности. Увы, этим грешит и создаваемая Вами лента.
Вызывает большое сомнение, что идея авторов передать глубину человеческой трагедии на фоне катастрофы планетарного масштаба будет успешно реализована путем показа сцен, в которых сквозит абсолютное непонимание природы ионизирующего излучения даже самими атомщиками(!), передать суть подвига военных и пожарных через сцены с беспробудным пьянством, игрой в карты и бессмысленным ажиотажем. Если бы ликвидация последствий аварии на ЧАЭС состояла именно из таких действий, то их последствия для всего мира, и для Франции в частности, были бы гораздо страшнее.
Какие чувства Вы, как авторы будущего фильма, надеетесь вызвать у зрителей нелепыми сценами, в которых главная героиня продолжает работать в Зоне отчуждения, несмотря на явные признаки заболевания, вследствие которого теряет волосы; при этом меняя и храня спецодежду в домашних условиях; сценами, где в Зону проникает таджик с детьми, вооруженный автоматом, беспрепятственно преодолев, кроме границ самой Зоны, несколько границ сопредельных с Украиной государств? И таких нелепых сцен в сценарии, к сожалению, предостаточно.
После аварии на ЧАЭС с пострадавших территорий было эвакуировано более 2 млн. человек. До сих пор на землях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, проживает более 10 млн. человек. Они помнят реальные события. Они тоже ваши потенциальные зрители. Вы приурочиваете свой фильм годовщине к именно их трагедии.
Насколько важны для Вас будут отзывы о Вашем "детище" людей, переживших последствия катастрофы, строителей из восьми Союзных Республик, за три года отстроивших красавец город Славутич, нынешних его жителей и работников Чернобыльской АЭС, до сих пор вынужденных объяснять даже соотечественникам, что большинство рассказов о трагедии и нынешнем состоянии дел на станции — всего лишь плод чьей-то фантазии?
Ни в коей мере не желаем оскорбить самолюбие творческих людей, создающих этот фильм, высказыванием своего мнения о том, что еще находится в работе. Наше обращение является попыткой донести до Вашего сознания, что подобный творческий пересказ изученного Вами документального материала, в частности "Монолога жены погибшего на тушении АЭС пожарного", является оскорбительным и унижает честь и достоинство людей, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы.
Для бизнесмена основная цель его деятельности — чистая прибыль, и тут хороши все средства, не запрещенные законом. У творческого человека на первом месте все же стремление быть правильно воспринятым своим зрителем.
Что является Вашей целью? Заработать на "горячей теме", пользуясь привлечением внимания мировой общественности к 25-й годовщине Чернобыльской катастрофы, или же, посредством художественных приемов дать большинству возможность за час-полтора пережить весь спектр чувств, и горестных, и радостных, помочь осознать, сколь многого достиг Человек в покорении природы — и как мало он при этом ее изучил, понять, что будущее его самого, как и будущее планеты, в его собственных руках и только от него зависит, каким будет его завтрашний день?
Предать забвению Чернобыльскую трагедию, Чернобыльскую землю и тех, кто ее защищал, не позволит сама природа: последствия катастрофы еще долго будут переживать потомки пострадавших. Но может быть предан забвению фильм, усугубивший боль утрат. Какие сцены выйдут на экран, решает автор. В данном случае выбор остается за Вами.
С уважением и надеждой на понимание, жители города Славутича, в том числе бывшие припятчане и ликвидаторы последствий Чернобыльской катастрофы
Татьяна РЕШЕТИЛО, славутчанка, бывшая припятчанка
Александр КУПНЫЙ, ликвидатор последствий катастрофы на ЧАЭС с 1988 года
Майя РУДЕНКО, журналист
Текстовый вариант находится в горисполкоме, у помощника заместителя городского головы Татьяны Решетило. Каждый, кто согласен с изложенной выше точкой зрения, может оставить под ним и свою подпись. После завершения сбора подписей документ будет передан авторам фильма.
Майя РУДЕНКО